При реализации задач развития инклюзивного образования важнейшим условием является наличие целостной системы психолого-педагогического сопровождения ребенка с особыми образовательными потребностями на всех уровнях образования. Это возможно только при эффективном взаимодействии ПМПК и консилиума образовательной организации – основных звеньев ППМС-сопровождения.
Психолого-педагогическое сопровождение рассматривается как процесс создания наиболее благоприятной для развития среды в учебном заведении, включающий в себя функционирование Психолого- педагогического консилиума.
Психолого-педагогический консилиум организует деятельность специалистов образовательного учреждения по сопровождению образовательного процесса обучающегося с ОВЗ, включенного в инклюзивную практику, позволяет осуществлять сетевое взаимодействие с ресурсными центрами, ППМС-Центрами, другими учреждениями, участвующими в сопровождении «особого ребенка», поддерживает разумный баланс между обеспечением образовательных прав «особого» ребенка и других детей, находящихся вместе с ним в ОО (группе, классе), минимизирует конфликтные ситуации в ОО [4].
Данная модель представляет деятельность психолого-педагогического консилиума образовательной организации, как инструмент организации системы комплексного сопровождения. Консилиум несет ответственность за создание необходимых условий образования ребенка, которые рекомендованы в заключении ПМПК [1].
Психолого-педагогический консилиум образовательной организации подразумевает работу не только в режиме заседаний и обсуждений специалистами особенностей развития и социальной адаптации того или иного ребенка с особыми образовательными потребностями или сложившейся образовательной ситуации, но представляет собой постоянно действующую, объединенную общими целями, команду специалистов, реализующую ту, или иную стратегию и тактики сопровождения включенного ребенка [2].
Основные принципы деятельности ППк [4]:
- Мультидисциплинарный принцип деятельности специалистов заключается в осуществлении комплексного подхода к оценке развития ребенка при равноправном учете данных всех специалистов ППк.
- Междисциплинарный принцип предусматривает при оценке развития ребенка выработки согласованных коллегиальных решений и преломления мнения каждого из специалистов, в зависимости от мнения других членов ППк.
- Принцип семейной центрированности - специалисты ППк взаимодействуют не только с ребёнком, но и с семьёй (людьми из его ближайшего окружения).
- Принцип партнёрства - деятельность специалистов направлена на установление партнёрских отношений с ребёнком и его семьёй.
- Принцип междисциплинарного взаимодействии - работа с клиентами осуществляется специалистами разных областей знаний о ребёнке и семье, действующими в рамках технологии профессионального взаимодействия.
- Принцип добровольности - родители самостоятельно принимают решение об обращении в систему ППк и включении их семьи в программу обслуживания.
- Принцип открытости - ППк отвечает на запрос любой семьи или лиц, представляющих интересы ребёнка, обеспокоенных его развитием.
- Принцип конфиденциальности - информация о ребёнке и семье, доступная специалистам ППк, не подлежит разглашению или передаче без согласия семьи.
- Принцип уважения личности ребёнка - специалисты ППк принимают ребёнка как полноправную личность, вне зависимости от возраста и уровня его развития.
- Принцип уважения к личности родителя - уважая личность родителя, специалисты ППк принимают его мнение о ребёнке, его личный опыт, решения и ожидания.
- Принцип профессиональной ответственности - специалисты ППк ответственны за принятые решения и рекомендации, которые затрагивают интересы ребёнка.
- Принцип информированного согласия - добиваясь согласия на участие в обследовании и помощи, ППк даёт родителям (законным представителям) достаточно доступную для понимания информацию о своей деятельности и ребёнке.